23:17 | 19.01.10 | Интервью | 4991

«Нужны воля, желание и продуманная государственная политика»

Интервью председателя совета директоров компании ABBYY Давида Яна агентству Медиамакс и порталу Itel.am

В последнее время в Армении активно говорят о необходимости развитии наукоемкой экономики, привлечения к развитию страны того научного потенциала, который успешно реализует себя в разных странах мира. Корреспондент Медиамакс попросил представить свое видение этих процессов Давида Яна - председателя совета директоров компании ABBYY, создавшей, в частности, такие известные программы, как Lingvo и FineReader.

Давид Ян родился в 1968 году в Ереване. В 1992 году окончил факультет общей и прикладной физики Московского физико-технического института (МФТИ). Будучи студентом четвертого курса, Давид основал свою первую компанию - BIT Software, позже переименованную в ABBYY. Давид Ян является одним из создателей клуба и фонда «Айб», который планирует создать в Ереване Образовательный центр Ayb Learning Hub (ALH).

- Сегодня за рубежом работает немало армянских специалистов, которые занимаются перспективными научными направлениями. Очевидно, что им там достаточно комфортно жить и работать. Как, по-вашему, можно организовать процесс их привлечения в Армению?

- Что Армения может дать ученым, чего не могут предложить США, Европа, Россия? По словам зарубежных ученых с армянскими корнями, главное, что может дать Армения – это студенческая среда. Студенты и молодые ученые – ученики, которым они могут передать свои знания. Ученики, которые станут фундаментом для возрождения сильной академической научной школы.

Многие состоявшиеся деятели науки в какой-то момент начинают особым образом относиться к передаче своих знаний новым поколениям. Именно студенческая среда может служить точкой притяжения для соотечественников, которые хотели бы что-то сделать для Армении.

На первых порах следует создать учебно-научные лаборатории при лучших ВУЗах. После этого этапа, через несколько лет, появятся люди, которые смогут продолжать это дело, и тогда потянутся инвесторы и государственные финансы, необходимые, чтобы оборудовать более серьезные лаборатории.

Даже если сегодня государство выделит миллионы долларов на создание передовых лабораторий в Армении - кто в них будет работать? Я не очень верю в возможность создать в Армении за разумные деньги лаборатории такого качества, которая позволит пригласить ученых только для научной работы.

Реалистичнее привлечь ученых в специально созданные учебно-научные лаборатории и образовать вокруг них «армию» молодых специалистов. В частности, по такому пути идет Китай. Научные кадры привлекаются Китаем не столько в лаборатории, сколько в учебные заведения и небольшие научные лаборатории при них.

В то же время, следует понимать, что данный процесс также не будет простым, поскольку высшая школа в Армении также нуждается в серьезном реформировании.

- Каково Ваше отношение к концепции «Армянского мира», в рамках которой планируется сделать потребителями интеллектуальной и материальной продукции не только жителей Армении, но и представителей всего армянства?

-  Мне кажется, успешная реализация данной концепции во многом зависит от конкретных услуг и продуктов, которые будут предлагаться потребителям. Если речь идет о сфере культуры, то, конечно, следует создавать продукты в области театра, кино, музыки, литературы, где целевая аудитория - этнические армяне.

Если же говорить о материальном производстве, то все, происходящее сегодня в мире, диктует диаметрально противоположный подход: интеграция в мировой рынок. В этом смысле Армении необходимо найти точки роста таких продуктов, потребителями которых станут не только армяне, но и весь мир.

Если мы хотим сделать конкурентоспособную технологию, надо брать за основу конкурентоспособную базу, ориентироваться на существующий мировой уровень и создавать на его основе что-то новое.

Блестящим примером является Израиль. Стране с небольшим населением, живущей в условиях постоянной войны, за 20 лет удалось стать одним из мировых лидеров в области био- и информационных технологий. Другой пример - Финляндия. Тоже небольшая страна. С непростыми климатическими условиями и с пристрастием части населения к алкоголю. Тем не менее, они сделали великолепные технопарки, крупнейшие в Европе. Один технопарк в Финляндии больше, чем все технопарки России вместе взятые.

Возможно все, надо лишь изучить лучшие примеры, выбрать работающую стратегию и твердо ей следовать.

Китай - гигантская страна с гигантским населением и со сложной социальной ситуацией. Тем не менее, Китай нашел правильный путь сотрудничества со своими соотечественниками, работающими за рубежом, они стали возвращаться, и то, что происходит там сейчас, просто поражает воображение. Другой блестящий пример – Тайвань. Это небольшой остров без природных ресурсов, 80% территории которого занимают горы. Население живет в условиях полной блокады континентальным Китаем. И тем не менее, в этой стране производится до 60% электронных компонентов всего мира.

Таким образом, все это в мире уже делается. Нужно создать рабочую группу с участием ученых, промышленников и меценатов, функцией которой станет изучение опыта отмеченных стран: какие шаги необходимы для привлечения инвестиционного капитала, на основе которого начинают расти школы и вузы.

С той предпринимательской жилкой, которая есть в Армении, с творческим складом ума живущих здесь людей, это абсолютно возможно. Нужны воля, желание и продуманная государственная политика, во главе которой будут стоять люди, пользующиеся доверием инвесторов. И тогда инвестиционные фонды в Армении будут создавать не только выходцы из Армении.

Жителям Армении необходимо полное осознание того, что только от них зависит успех - как личный, так и страны в целом.