17:30 | 09.04.09 | Интервью | 4896

«Если будет реальное желание, будет и результат»

Давид Ян - председатель совета директоров компании ABBYY, создавшей такие известные программы, как Lingvo и FineReader. Сегодня в 138 странах мира работают 128 словарей Lingvo по 10 языковым направлениям, а каждый второй в мире сканер оснащен программой распознавания текста FineReader.

Давид Ян родился 3 июня 1968 года в Ереване. В 1992 году окончил факультет общей и прикладной физики Московского физико-технического института (МФТИ). Будучи студентом четвертого курса МФТИ, Давид основал свою первую компанию - BIT Software, позже переименованную в ABBYY.

Давид Ян является одним из создателей клуба и фонда «Айб», который планирует создать в Ереване Образовательный центр Ayb Learning Hub (ALH).

Давид Ян согласился побеседовать с Медиамакс о перспективах IT в Армении.

- Несмотря на то, что сфера IT вот уже 10 лет считается в Армении приоритетной, реальные результаты трудно назвать впечатляющими. Вот и
в недавнем ежегодном Глобальном отчете по информационным технологиям Всемирного экономического форума (ВЭФ) Армения заняла 114 место среди 134 стран в «индексе сетевой готовности». Что нужно сделать для того, чтобы перейти от слов к делу и реально развивать IT в Армении?

- Россия, кстати, в данном отчете заняла 74 место, уступив Казахстану, Украине и странам Балтии. Это, конечно, чуть лучше, чем 114 место, но для такой страны, как Россия, это позорный показатель. Так что существующие проблемы схожи.

Что нужно делать? Несколько дней назад я встречался с помощником президента России Аркадием Дворковичем. Мы обсуждали перспективы IT в ближайшие 10-20 лет, каким может быть место России в мировом разделении труда, что должно делать правительство, чтобы Россия стала мировой инновационной державой? Думаю, что ответы, которые прозвучали, могут быть в значительной степени применимы и к Армении.

На встрече с Аркадием Дворковичем я представил доклад, который строился на анализе так называемых «хит-парадов» технологий будущего - специальных аналитических отчетов, подготовленных известными институтами и медиа-структурами. У России и Армении есть реальный шанс занять свое достойное место в мировом разделении труда. Есть шанс создать основы для инноваций. По мнению экспертов, в ближайшие 10-20 лет наш мир ключевым образом изменит геномика - исследования генома человека. Это на 80 % работа в области IT, искусственного интеллекта. Армения может поставить цель и начать вкладывать в обучение и образование в данной области, приглашать преподавателей, обеспечить создание нескольких лабораторий с приглашенными профессорами. Есть много выходцев из Армении, которые занимаются геномикой в мировых центрах. Их нужно пригласить и обеспечить условия работы - это может стать точкой роста и консолидации.

Другим перспективным и революционным направлением является так называемый cloud computing - конвергенция различных аппаратных и программных платформ, когда над одним приложением работают не 10-50 или 100-200 инженеров - в силу ограничений управленческого и технологического характера, а десятки тысяч людей. Они могут быть распределены территориально, работая на различных языках программирования и платформах. Это также изменит ландшафт будущих приложений и сервисов. Здесь Армения также может внести свою лепту и оказаться причастной к тому, что будет происходить в мире в течение ближайших 15-20 лет.

- То есть, IT не может развиваться без должного уровня научно-исследовательских разработок?

- Можно развивать и сугубо инженерную, прикладную часть. Это может стать краткосрочным и быстрым развитием. Но если мы думаем с прицелом на 20 лет, то сугубо прикладными задачами мы не ограничимся. Научные исследования
необязательно должны носить суперфундаментальный характер. Необязательно строить коллайдеры за миллиарды долларов.

Вопрос научной и инженерной школы, преподавательского состава, сильных студентов – все это взаимосвязано. Когда мы обсуждали эти вопросы с Дворковичем, то вопросы ставились шире - для сильной IT или инженерной школы нужны очень сильные студенты, которым, в свою очередь, нужны сильные преподаватели. Сильные преподаватели, как правило, занимаются своими исследованиями. Мы это можем видеть на примере того же MTI (Массачуссетский технологический институт) и других крупнейших вузов мира, в которых преподаватели занимаются своими разработками прямо в университете, и вокруг этого строится сильная школа.

В Армении в свое время была сильная школа, но как Армения, так и Россия сейчас испытывают очень серьезный кризис, связанный со старением кадров и разрывом поколений. Далеко не все представители старой научной школы в возрасте от 65 до 75 лет владеют новыми технологиями, а большинство молодых преподавателей работает за рубежом. Это очень серьезная проблема.

- В Армении популярна точка зрения о том, что приоритетное развитие IT невозможно без предоставления налоговых льгот. Что Вы думаете на этот счет?

- Это действительно важно. Если вы будете доказывать инвесторам, что нужно вести работы именно в Армении, а потом выяснится, что социальные и зарплатные налоги в Армении в даной сфере высокие, то, конечно, найти инвестиции будет значительно сложнее. В инновационной и IT сферах от 50 до 70 % затрат идет на зарплату людей, и социальные и зарплатные налоги фактически становятся налогами с оборота компаний. Абсолютно точно, что надо этот вопрос решить. Но это только часть дела. Если облегчить налоговое бремя, но не решить вопросы образования, значит, ничего не сделать.

- Может ли фонд «Айб» сыграть свою роль в развитии IT в Армении?

- Мы начали с самого начала – со среднего образования. Но мы, конечно, не можем сделать всего. Да, мы считаем, что сможем показать пример другим образовательным проектам. Но все равно, мы не сможем подменить собой начинания государства в области образования. Мы думали о том, чтобы делать специальные курсы для вузов, но это вопрос будущего.

Должно быть понимание, что для хорошей инновационной среды нужны преподаватели, студенты и инвесторы. Все это должно сложиться как «пазл», нельзя делать что-то одно. Можно взять очень успешные примеры Израиля или Финляндии - исходные позиции этих стран в свое время были сравнимы с сегодняшней ситуацией в Армении. Им же удалось за 20-30 лет стать странами с сильнейшей инновационной и технологической индустрией. Армения всегда славилась талантами. Этот тот ресурс и та чать этого «пазла» который не купишь ни за какие деньги. А остальные части этого «пазла» появятся, если этим заняться действительно серьезно.  Если будет реальное желание, будет и результат.