11:19 | 03.02.20 | Интервью | exclusive 333993

Ральф Йирикян: Баланс на рынке фиксированной связи может быть нарушен

16 января компания Ucom подтвердила, что ведет обсуждения с VEON о приобретении Beeline Armenia. О возможной сделке Itel.am побеседовал с гендиректором компании Вива-МТС Ральфом Йирикяном.

- Каким будет влияние возможной сделки на телекоммуникационный рынок Армении?

- Сделки по консолидации происходят на различных телекоммуникационных рынках. Бывают удачные примеры, которые способствуют развитию сферы, бывают также неудачи, которые вместо прогресса приводят к регрессу.

Бизнес-модели Ucom и Beeline Armenia отличаются от модели Вива-МТС, поскольку две компании эти ведут деятельность в тех сегментах рынка, в которых мы не работаем.

В частности, помимо мобильной связи, у них есть фиксированные сети, они являются крупными импортерами и транзитерами интернета. Если сделка состоится, то новой компании будет принадлежать около 90 процентов рынка фиксированных услуг. В случае интернет-услуг, предоставляемых посредством фиксированных сетей, доля рынка составит около 80 процентов, а в случае с IP-телевидением – около 70 процентов. Это достаточно серьезные цифры. Будет ли это стимулировать конкуренцию на рынке или наоборот: давать оценку и принимать решения должны соответствующие государственные и регулирующие органы.

Как я уже отметил, у Вива-МТС, по сути, нет фиксированной сети. Такие услуги мы предоставляем ограниченному числу юридических лиц, рассматривая это, скорее, как тестирование. Мы не предоставляем такие услуги физическим лицам. Следовательно, в случае реализации сделки, новая компания будет предоставлять конвергентные услуги, а у нас таких возможностей нет. И фактически они будут диктовать условия на рынке конвергентных услуг.

Даже если мы приобретем какую-либо компанию, предоставляющую услуги фиксированной связи, и сможем обеспечить определенную конкуренцию на конвергентном поле, баланс все равно останется нарушенным.

Ральф Йирикян Ральф Йирикян
photo © Медиамакс


В сфере мобильной связи для нас практически ничего не изменится. Сегодня у нас насчитывается около 60% абонентов мобильной связи Армении. По показателю доходности в сфере мобильной связи нам также принадлежит около 60 процентов рынка. Если выделить сектор интернет-услуг, предоставляемых посредством мобильной связи, то по показателю доходности нам принадлежит 65 процентов рынка. Мы абсолютные лидеры и по количеству абонентов мобильного интернета. Следовательно, возможная сделка не затронет наши лидирующие позиции на рынке мобильной связи.  

Что касается импорта и транзита интернета, то обе компании являются крупными игроками, и в случае объединения произойдет еще более серьезное укрупнение. Думаю, регулирующие органы должны это осозновать и учитывать.

- Вы привели следующие цифры: 90, 80 и 70 процентов. Значит, мы будем иметь дело с компанией, занимающей доминирующую позицию на рынке?

- Позвольте мне использовать термин «превалирующая позиция».

- Насколько неожиданными были обсуждения Ucom и Beeline?

- Я бы не назвал это неожиданностью, поскольку, как уже отметил, в сфере телекоммуникаций и IT часто бывают сделки по консолидации, исходя из той или иной концепции или бизнес-модели. Причины и мотивы могут быть разными, но это нормальное явление.

Если сделка состоится, надо будеьт понять, как она повлияет на рынок и конкуренцию. Однако, очевидно, что на рынке фиксированной связи случится дисбаланс.

- Может, особенность армянского рынка такова, что здесь «есть место» только для двух крупных игроков? «Оранж Армения» фактически потерпела неудачу в Армении.

- Я так не считаю. Когда мы начали работать, появилась активность, и рынок начал развиваться. Когда на рынок вышел третий оператор, конкуренция продолжала расти. Естественно, конкуренция должна быть здоровой, и регулирующие органы должны уделять внимание сохранению баланса и устранению искусственных барьеров.  

Ральф Йирикян Ральф Йирикян
photo © Медиамакс


Однажды премьер-министр Никол Пашинян на встрече с предпринимателями спросил меня, что я думаю о предоставлении четвертой лицензии? Я ответил, что как директора компании меня это не обрадует, так как появление нового игрока повлияет на доходность рынка, разогревая и без того «горячую» конкуренцию (улыбается –ред.). А как гражданин я буду, безусловно, «за» – только при том условии, что новый игрок будет состоявшимся и международно признанным брендом, который привнесет с собой новую культуру. С выходом на рынок мы привнесли особую корпоративную культуру. «Оранж» принес с собой свою культуру, что, однозначно, было полезно для рынка.

- Вы говорили о возможности приобретения компании, предоставляющей услуги фиксированной связи. Сегодня в Армении фактически есть только одна подобная компания – «Ростелеком Армения». Если не ошибаюсь, в прошлом вы вели обсуждения о приобретении этой компании.

- Да, у нас были такие обсуждения в прошлом. Если рассматривать приобретение «Ростелеком Армения», это поможет нам стать конвергентным оператором. Однако доля компании на рынке фиксированной связи достаточно мала и не позволит вести полноценную конкуренцию в условиях формирования превалирующего игрока.

- Вы затронули тему честной конкуренции. Какова сегодня ситуация на рынке?

- Нет такой экономической сферы, в которой не было бы проблем. Будет неправильно говорить, что мы находимся в 100-процентной конкурентной среде. Есть вопросы, о которых не считаю целесообразным говорить сегодня, но в конце концов решения всегда находятся, и конкуренция имеет место.

- Независимо от того, состоится сделка Ucom и Beeline Armenia или нет, телекоммуникационные операторы, в том числе – Вива-МТС, сталкиваются с самыми разнообразными вызовами. Какие шаги вы предпринимаете, чтобы противостоять им?

- Мы уже находимся на этапе цифровой трансформации. Недавние изменения в нашем логотипе отражают наше движение к цифровому миру. В то же время, у нас есть богатый 15-летний опыт и наследие. За все время нашей деятельности мы инвестировали около 232 млрд драмов, что с учетом валютных колебаний составляет более 580 млн долларов. В 2020-м осуществим инвестиции на сумму более чем 12 млрд драмов (около 25 млн долларов), в результате чего общий объем инвестиций составит около 245 млрд драмов. Эта цифра свидетельствует, что мы очень решительно настроены развивать рынок и наш бизнес и сохранять позиции новатора. Напомню, что в 2010-м мы первыми внедрили сеть четвертого поколения (4G), и Армения стала 10-й страной в мире, в которой появилась такая сеть. В течение 2019 года покрываемость 4G/4G+ стала доступна 78.3% населения. Это означает, что в 655 населенных пунктах Армении есть сеть 4G/4G+. Конкретнее – 608 сел и 47 городов.

Сегодня мы серьезно задумываемся над внедрением сети пятого поколения – 5G. Вива-МТС давно готов к внедрению 5G, так как инфраструктура 4G может работать и в сети 5G, подвергаясь всего лишь программным изменениям.

Мы всегда были на верхних строчках списка крупных налогоплательщиков. В последние несколько лет мы не входили в первую пятерку и десятку списка по той причине, что у нас были большие налоговые сверхвыплаты, которые мы «гасили». В 2019-м мы довели этот процесс до конца и оказались на 14-м месте. Однако, в действительности, мы должны были быть в первой десятке налогоплательщиков – на 7-м месте, являясь лидером телекоммуникационной сферы в плане фактических поступлений.

Ральф Йирикян Ральф Йирикян
photo © Медиамакс


Могу предсказать, что по результатам 2020 года мы будем на 5-7 местах, выплатив около 16 млрд драмов налогов. Выплаченные в госбюджет налоги за всю деятельность Вива-МТС составляют около 259 млрд драмов.

Будучи абсолютными лидерами во всех секторах сферы мобильной связи, в результате цифровой трансформации мы из телекоммуникационного оператора трансформируемся в компанию информационных и телекоммуникационных технологи. И мы уже начали предлагать соответствующие решения на рынке. Ключевой шаг нашей трансформации –  развитие команды application developer-ов. Мы привлекаем лучших IT специалистов. Когда-то IT специалисты избегали работы в телекоммуникационных компаниях, поскольку они не были движущей силой развития. У них была роль функционального обеспечения, а не стратегическая. Сейчас ситуация изменилась. Взаимодействие IT и маркетинговых специалистов рождает новые продукты.  

Мы становимся ИКТ компанией – синергетическим слиянием IT и традиционной телекоммуникации – «smart pipe» или «интеллектуальным каналом». То есть, мы не ограничиваемся выполнением традиционной телекоммуникационной функции. Будущее за интеграцией систем (system integration). Будущее за экосистемами. Вива-МТС становится «зонтичным» брендом, внутри которого развиваются направления и  телекоммуникации - одно из них. Например, приложение «МобиДрам», так называемый «финтех», который осуществляет широкий спектр финансово-бухгалтерских операций.

Мы уже разрабатываем и предлагаем приложения: образовательные, развлекательно-игровые, коммуникационные, по управлению финансами и процессами.

Ральф Йирикян Ральф Йирикян
photo © Медиамакс


Отмечу также приложение «МТС-TV», которое является нашим совместным проектом с телекомпанией «Шант». Многожанровый телеконтент становится доступным для более 2 миллионов наших абонентов: как говорится, Content is the King. В новой цифровой эпохе контент становится ключевым фактором, и Вива-МТС за счет своей самой широкой сети обеспечивает доступ к цифровому контенту посредством приложений, которые носят торговую марку компании.   

Уже сейчас мы осуществляем структурные изменения, работаем над внедрением методики agile workplace (мобильная рабочая среда), а также модернизируем операционные системы.

Большое внимание мы уделяем также программам по поддержке стартапов и всегда открыты к сотрудничеству с компаниями, которые предлагают смелые идеи.

Наряду с этим продолжаем социальные инвестиции. На сегодня в социальные проекты нами было инвестировано около 29 миллиардов драмов. Параллельно с традиционными направлениями мы пытаемся инновационными методами решать проблемы сельских общин: системы отопления посредством солнечных панелей, LED-фонари, которые обеспечивают ночное внешнее освещение и экономят бюджет общин.
 
Важен и тот факт, что в течение 15 лет у нас никогда не было кредитного бремени, заложенного имущества. С августа 2019 года мы являемся 100-процентной дочерней компанией МТС, что позволяет намного быстрее обсуждать и утверждать программы развития. Уверен, что в сфере мобильной связи мы всегда будем тем локомотивом, который будет двигать вперед экономику нашей страны.

С Ральфом Йирикяном беседовал Ара Тадевосян