10:26 | 07.08.15 | Интервью | exclusive 184823

Франсис Желибтер: на рынке Армении конкуренция усилится

В конце июля было объявлено, что компания «Юком» ведет переговоры с «Оранж» о приобретении 100% акций «Оранж Армения».

Itel.am побеседовал с гендиректором «Оранж Армения» Франсисом Желибтером, который рассказал о сделке и будущем компании.

- Г-н Желибтер, после Ваших заявлений, сделанных в конце июля, о продаже «Юком» 100% акций «Оранж Армения», возник ряд вопросов. Большой вопрос, если не беспокойство, вызывает уход «Оранж Армения» из страны. Что будет после заключения сделки?

- На самом деле мы не говорим о каком-то «исчезновении». «Оранж Армения» продолжит действовать. Изменится акционер «Оранж Армения», что произойдет после подписания сделки и ее утверждения госорганами Армении.

Сделка будет подписана в ближайшие дни, после чего последует ее утверждение. Антимонопольная комиссия должна исследовать предоставленные нами документы и по итогам принять решение. Обычно этот процесс длится 1-3 месяца.

В то же время, мы продолжаем предлагать свои услуги. В последнии дни у компании  отличные показатели продаж, и я надеюсь, что все так и останется. Мы подготовили несколько инновационных новинок для наших клиентов, которые представим в ближайшее время.

Хотелось бы подчеркнуть, что после окончательного утверждения сделки бренд «Оранж Армения» сохранится еще в течение года.

- Вы обратились с предложением в «Юком», или они были инициаторами сделки? И когда именно начались переговоры?

- Время от времени «Оранж Армения» оценивает ситуацию в комиссии по инвестициям. В эту комиссию входят первые лица Orange Group вместе с менеджерами, работающими в разных странах, которые заботятся о будущем группы компаний и отдельных филиалов.  

Мы часто задавались вопросом: лучше действовать в одиночку на армянском рынке, или сотрудничать с кем-то? Так появилась возможность начать переговоры с «Юком». Думаю, у них тоже были подобные мысли: действовать самостоятельно и создавать с нуля сотовую компанию, или начать сотрудничество? Именно так и завязались обсуждения.

Более года назад мы начали обсуждать с «Юком» и другими компаниями возможность заключения коммерческого договора. Однако тогда ничего не вышло. С начала 2015 года у нас был ряд обсуждений о сотрудничестве с «Юком», после чего последовало заявление 22 июля.

- «Оранж Армения» является важным работодателем в Армении: в компании работает порядка 500 человек. Что ожидает этих людей?

- Насколько я осведомлен о намерениях потенциального акционера, они идут на данную сделку, чтобы расширить свои услуги. Суть не в сокращении расходов или сотрудников.

На данный момент точно известно, что «Оранж Армения» и «Юком» вместе намерены покрыть 20% рынка, что можно считать достаточно весомой позицией. Будет возможность предоставлять любые услуги, касающиеся области телекоммуникаций, как бизнесу, так и частным клиентам. И если есть намерение расширить деятельность, то это положительно скажется и на сотрудниках, работающих в обоих компаниях.

- Почему «Оранж» решил покинуть Армению?

- Во-первых, стратегия Orange Group во всех странах заключается в предложении совместных услуг, так называемых пакетов «4 в1» (мобильная и фиксированная связь, интернет и телевидение). Это очень удобно для абонентов, так как они могут пользоваться четырьмя услугами в одном пакете за доступную цену.

Вопрос был в том, насколько мы были способны предложить подобные услуги своим абонентам, когда действовали на рынке в одиночку. Это потребовало бы очень больших инвестиций со стороны Orange, поэтому мы решили сотрудничать с другой компанией.

Главная причина осуществления сделки – создание нового оператора. Он сможет предлагать в одном пакете и по доступным ценам армянским клиентам все перечисленные услуги.

Кроме того, мы осознавали, что нуждаемся в усилении, которое способствовало бы росту инвестиций в Армении.  

- Как ваши абоненты отреагировали на заявления о сделке?

- Конечно, мы серьезнейшим образом изучили настроения, так как хотели быть уверены, что наши абоненты осознают: «Оранж Армения» существует и будет существовать дальше.

После заявления о сделке мы получили порядка 45 звонков в течение трех дней, что нельзя считать большим числом на фоне 650 тыс. абонентов. Но это не значит, что у людей нет вопросов. Мы отвечаем на все вопросы. Наша компания продолжает действовать. Теперь у нас есть возможность стать крупнее и предлагать новые, более инновационные услуги.

- Вы не замечаете разочарования?

- Конечно, есть разочарование, связанное с тем, что через год на армянском рынке не останется бренда Orange. Мы приняли это решение не с легким сердцем, однако считаем, что вместе с «Юком» компанию и ее сотрудников ждет лучшее будущее.

- Звучали мнения, что на решение Orange Group повлияли политические процессы (например, присоединение Армении к Евразийскому экономическому союзу). В качестве причины указывался также плохой менеджмент «Оранж Армения». Как Вы прокомментируете это?

- Что касается так называемого «плохого менеджмента», думаю, у каждого есть свое мнение. Мое впечатление таково, что по мнению некоторых людей, если мы не говорим о плохом менеджменте, то сделку могут начать рассматривать с политической точки зрения. Просто хотелось бы напомнить, что мы занимаем лидирующие позиции в области мобильного интернета, занимая 62% рынка. И эти показатели постепенно растут. Начиная с конца 2013 года мы стали вторыми с точки зрения количества постоплатных абонентов в области голосовых услуг.

Уже через 4 года компания начала работать с положительным балансом на армянском рынке, что сравнительно редкое явление в достаточно маленькой стране, имеющей трех операторов. Кроме того, уже 6 раз подряд независимая немецкая аудиторская компания P3 называет информационную сеть Orange лучшей в Армении.

Люди, говорящие о плохих результатах, вероятно, не вполне разбираются в сфере телекоммуникаций. Я еще раз подтверждаю, что при принятии решения на Orange Group не оказывалось никакого давления.

- По-Вашему, приход France Telecom на армянский рынок бал целесообразен, учитывая, что рынок в момент входа был насыщен? 

- Решение об инвестировании в Армении принималось в Orange Group, чтобы внести некоторые изменения в сферу телекоммуникаций. В первую очередь мы хотели развить рынок мобильного интернета в Армении, потому что в 2009 году его практически не существовало, а цены были очень высокими.

Мы пришли на рынок и внесли свою лепту в его развитие. Сегодня уже никто не удивляется, когда говорят о безлимитных предложениях. Однако именно мы несколько лет назад представили эти услуги.

- Следует ли вашим конкурентам волноваться из-за появления новой компании, имеющей мобильную и оптоволоконную сети?

- У меня создалось впечатление, что наши конкуренты в некотором смысле стали более блительными, наблюдая за тем, что мы намерены делать вместе с «Юком». До заявлений о сделке я говорил с руководителями  компаний-конкурентов и сообщил им о нашем решении. 

Когда сделка будет утверждена, конкуренция вырастет вследствие того, что появится много инновационных решений. В результате, абоненты будут в выигрыше.

- Вы бы советовали иностранным предпринимателям делать инвестиции Армении?

- Все зависит от сферы инвестиций. Вы знаете, что Армения и Франция близки, и не только на официальном уровне, но и  на уровне простых людей. Это создает хорошие условия для инвестиций.

Когда вы инвестируете сотню, то хотите точно знать, сколько сможете заработать: 101 или 98. Все зависит от проекта. Что, на мой взгляд, действительно нужно улучшить в Армении, чтобы привлекать инвесторов, это стабильность и прогнозируемость.

Риск существует везде и всегда, инвесторам важно иметь возможность составить представление о размере риска.  Самое важное – наличие законодательной системы и уверенность, что власти прикладывают усилия для налаживания налогового и таможенного администрирования. Я считаю, это очень важно для инвестиций.

- На пресс-конференции в июле Вы отмечали, что это не финансовое решение, а бизнес-сделка. В чем разница?

- На мой взгляд, финансовая сделка значит, что тебя не интересует, насколько удачна сделка с точки зрения развития компании. Все, что тебе интересно - это деньги.  Решение об этой сделке было принято на основе ряда исследований: что мы могли предложить в одиночку, и что – в случае сотрудничества?

Армения – сравнительно небольшая страна, и неверно было бы говорить, что Orange приносит доходы, которые могли бы обогатить группу. Так что это бизнес-решение, принятое бизнесменами на основании бизнес-соображений.

- Что Вы считаете своим наиболее крупным упущением на посту гендиректора «Оранж Армения»?

- Достаточно долго времени мы уделали слишком много внимания интернету, не уделяя должного внимания предоплатным абонентам. Мы шаг за шагом исправляли это положение начиная с 2013 года, однако армянские абоненты не восприняли этого. Думаю, это было мое крупнейшее упущение с точки зрения бизнеса.

- В конце августа Вы вернетесь во Францию. Что бы Вы хотели сказать своим абонентам перед тем, как уехать из Армении?

- Я вынужден вернуться во Францию по личным причинам в конце августа, передав бразды правления другому человеку.

Покидая Армению, я полон положительных эмоций. Эти три года, наверное, были наиболее бурными и интересными в моей профессиональной карьере. Моей семье Армения также очень понравилась, мои дети выучили армянский язык.

Как я сказал сотрудникам «Оранж Армения», я лично сделаю все возможное, чтобы этот переходный период прошел удачно. Уверен, что новый «Оранж Армения» начнет осуществлять свои обещания сразу после утверждения сделки.

Хотелось бы добавить, что дополнительные услуги, которые сегодня очень популярны в Западной Европе, через 2-3 года станут доступны и армянским абонентам.

С Франсисом Желибтером беседовала Нарине Данегян