Ереван/Медиамакс/. На прошлой неделе в Армении вновь стал обсуждаться вопрос внедрения системы переносимости телефонных номеров MNP (Mobile Number Portability). Его поднял на встрече с министром транспорта и связи Армении вице-президент Франс Телеком-Orange по европейским рынках Бенуа Шин. В интервью газете «Деловой Экспресс» он отметил, что внедрение MNP, пожалуй, единственное из того, чего не удалось добиться Orange в Армении.
«Наличие MNP не только меняет отношения абонент-оператор, но и принципи¬ально меняет рыночный концепт - динамику рынка», - сказал Бенуа Шин.
«В Армении, кажется, говорят о введении MNP к концу 2013 года, что означает прожить еще два года без этой самой динамики. Считаю, что упомянутый срок - весьма отда¬лен, и жаль, если людям придется ждать еще два года до тех пор, по¬ка они смогут пользоваться этим сервисом», - сказал вице-президент Orange.
Регулятор
Три года назад, в январе 2009 года, руководитель телекоммуникационного управления Комиссии по регулированию общественных услуг (КРОУ) Геворг Геворгян говорил в интервью Медиамакс, что КРОУ рассматривает возможность внедрения MNP. Он отмечал, что MNP является одним из элементом обеспечения конкуренции на рынке сотовой связи, но более применима в странах со стопроцентным проникновением сотовой связи. Геворг Геворгян отмечал, что тогда в Армении насыщенность рынка пока не достигала подобных масштабов.
Представитель КРОУ говорил, что внедрение MNP потребует законодательных изменений, поскольку во время принятия закона «Об электронной коммуникации» в Армении действовал единственный оператор сотовой связи - «АрменТел», и предусматривать MNP в условиях фактической монополии было неуместным.
В апреле 2009 года член КРОУ Самвел Арабаджян воздержался называть сроки внедрения MNP, так как это очень трудоемкий и сложный вопрос.
«Во многих странах переход к услуге MNP длился 5-10 лет. Есть также страны, которые так и не перешли к этой системе. Мы действительно нуждаемся в формировании рынков и инфраструктур, наличие которых позволит в будущем применить услугу MNP. В то же время, это не означает, что мы не будем работать в этом направлении и не будем пытаться быстро внедрить MNP. Нам необходима консультационная помощь, за которой мы обратились к организациям-донорам. Для принятия окончательного решения, на мой взгляд, потребуется не менее 1-2 лет», - отмечал член КРОУ в интервью Медиамакс.
Летом 2010 года Самвел Арабаджян сказал Медиамакс: «если быть откровенным, то мы не сильно продвинулись в данном вопросе после нашего последнего интервью».
«Мое личное мнение заключается в том, что преждевременно говорить о внедрении MNP в Армении. Наш рынок пока находится в стадии развития, и мы должны понять - какую из возможных схем мы можем внедрить в Армении, так как после внесения радикальных изменений исправить ситуацию будет очень сложно. Нам нужно взвешенное решение, имеющее четкие экономические обоснования. Думаю, нам понадобится еще как минимум 1-2 года для оценки состояния рынка», - говорил Арабаджян.
В октябре 2011 года Самвел Арабаджян сказал, что работы по внедрению MNP уже начались. Он вновь не стал называть конкретных сроков внедрения MNP в Армении, отметив, что это зависит от готовности мобильных операторов к необходимым инвестициям, а также от решения ряда правовых вопросов. Самвел Арабаджян сообщил, что в течение 2012 года КРОУ намерена внедрить в Армении услугу «национального роуминга», «которая дает практически половину возможностей MNP».
Операторы
Гендиректор компании «ФТА-Телеком» (бренд Orange) Кристиан Буэно говорил в начале 2009 года, что внедрение MNP «предоставляет реальный выбор абонентам мобильной связи».
Пресс-секретарь АрменТел Ануш Беглоян отмечала тогда в интервью Медиамакс:
«Введение MNP должно регулироваться законом и имеет как положительные, так и проблемные аспекты. Во-первых, критическим вопросом для любого мобильного оператора является вопрос о том, как и кем будет осуществляться регистрация номеров? Далее, внедрение MNP связано с существенными затратами и хоть и приведет к усилению неценовой конкуренции, но может повлиять на затраты компаний и усилить коррупционные риски».
«В ходе реализации MNP должен быть обеспечен надлежащий мониторинг капитальных и текущих затрат, а также норм конкуренции. Следовательно, желательно, чтобы до внедрения услуги регулятор разработал и внедрил четкое законодательство», - отмечал в интервью Медиамакс пресс-секретарь VivaCell-MTS Ваге Исаакян.
Комментируя перспективу внедрения MNP по просьбе Медиамакс, гендиректор АрменТел Нейчо Величков в марте 2009 года был более откровенен и сказал, что этот шаг можно будет рассматривать как «зеленый свет» для одного из игроков».
В начале 2010 года гендиректор Orange Armenia Бруно Дютуа сказал Медиамакс, что «мы нуждаемся в MNP, и необходимые инвестиции для внедрения данной услуги должны быть поделены между всеми операторами».
Комментируя последнюю встречу вице-президента Франс Телеком с министром транспорта и связи Армении, АрменТел и ВиваСелл-МТС не стали делать однозначных заявлений. Их комментарии свелись к тому, что компании готовы к обсуждениям данного вопроса.
Заключение
Очевидно, что Orange Armenia был крайне заинтересован во внедрении MNP в Армении к моменту начала своей работы на рынке, или, в крайнем случае, сразу после этого. Это позволило бы новому игроку облегчить процесс набора абонентской базы за счет немалого количества абонентов, для которых сохранность номера имеет большое значение. Если MNP будет внедрена в Армении, к примеру, в течение этого года, это уже не даст Orange того эффекта, на который компания изначально рассчитывала, поскольку основное «ядро» ее абонентов уже сформировано и количество «перебежчиков» от других операторов вряд ли станет критическим. Кроме того, не стоит забывать и то обстоятельство, что определенную долю составит и отток абонентов.
Внедрение MNP, безусловно, прогрессивный шаг, который войдет во благо абонентам. Однако его внедрение требует немалых финансовых вливаний от операторов, доходность которых в условиях жесткой конкуренции сокращается. Таким образом, судя по всему, решение данного вопроса остается сугубо в рамках рыночной логики.