10:22 | 20.05.09 | Интервью | 5608

«Будущее Армении - это общество высокообразованных людей»

Интервью вице-президента компании ABBYY Арама Пахчаняна агентству Медиамакс и порталу Itel.am

Арам Пахчанян – вице-президент компании ABBYY, создавшей такие известные программы, как Lingvo и FineReader. Сегодня в 138 странах мира работают 128 словарей Lingvo по 10 языковым направлениям, а каждый второй в мире сканер оснащен программой распознавания текста FineReader.

Арам Пахчанян родился 1 апреля 1968 года в Ереване. Учился в ФМШ при ЕрГУ, затем окончил Московский физико-технический институт (МФТИ).

В 1993 году он начал работать в компании ABBYY в должности технического писателя, затем работал заместителем руководителя отдела исследований и разработок.
С 1997 по 2004 годы руководил отделом корпоративных проектов.
С 1999 года является вице-президентом ABBYY.
С лета 2004 года руководит департаментом продуктов для ввода данных.

Арам Пахчанян женат, воспитывает двоих детей. Увлекается музыкой, кулинарией. Любит путешествовать, кататься на горных лыжах, заниматься дайвингом.

Арам Пахчанян согласился побеседовать с Медиамакс о перспективах IT в Армении.

- За последние годы мы не раз слышали разговоры о том, что Армения обладает потенциалом для того, чтобы стать новой «Силиконовой долиной». Однако дальше разговоров дело обычно не идет. Что можно сделать для того, чтобы сфера IT в Армении развивалась динамичнее и эффективнее?

- Есть несколько индикаторов степени развитости IT-рынка. Когда я приезжаю в ту или иную страну, после часа пребывания в центре столицы я могу сделать некоторые выводы о том, насколько развит IT-рынок. Индикаторы эти очень простые. Первый - наличие хотя бы одного магазина, в котором продается лицензионное программное обеспечение, а также - наличие множества магазинов, торгующих нелицензионными программами, фильмами и музыкой. Второй индикатор - наличие сформировавшихся публичных IT-компаний. Чаще всего это видно по тому, какие рекламные щиты и баннеры висят в городе. Если бы вы походили по Москве лет 5 назад, то не нашли бы ни одной рекламы IT-компании. Сейчас повсюду висит реклама «Яндекса», системных интеграторов, провайдеров различных сервисов.

Из сферы IT в Армении есть связь, и произошло это во многом благодаря глобализации. Связь –один из столпов IT, но этого мало. Думаю, Армении не следует сравниваться с Россией, или даже с Украиной. Уровень развития IT-рынка в Армении сегодня можно сравнивать с ситуацией 1998-1999 годов в России, то есть, примерно 10 лет отставания. В этом нет ничего ужасного, поскольку впереди Армению ожидает бурный рост. С другой стороны, для людей, которые заняты в сфере IT, для программистов в первую очередь, это очень большой срок.

Я часто говорю, что если сравнивать профессию программиста с профессиями врача, или адвоката, это как сравнивать пиво с коньяком. Пиво быстро портится, а коньяк с годами становится лучше - пожилой врач или адвокат являются более опытными и квалифицированными. В программировании все с точностью наоборот, лучшие годы в этой профессии – это молодость. Сегодня, особенно на фоне мирового кризиса, есть ощущение в некотором смысле потерянного поколения. Тем людям, которые начинают сегодня в Армении заниматься программированием, судя по всему, «не светит» в ближайшие годы быть задействованными в успешных местных IT-компаниях мирового класса. В то же время, если брать в качестве примера нашу компанию – ABBYY, то мы встали на ноги и превратились в серьезного международного игрока, поставляющего независимые программные продукты в период с 1993 по 2000 гг.. С этой точки зрения сегодня в Армении есть чем заняться, поскольку у страны есть несколько хороших шансов.

Шанс номер один - в Армении все еще недорогая рабочая сила, и еще есть избыток выпускников технических вузов, которые бы хотели найти работу в этой сфере. Это очень большой ресурс, который многие недооценивают, поскольку финансовые и организационные вопросы кажутся владельцам бизнеса более приоритетными.

В странах, которые не имеют большого опыта создания софтверных продуктов, (к таким странам можно отнести и Россию) существует достаточно серьезная проблема ментального разрыва между бизнесменами и программистами. Бизнесмен, который хочет сделать что-то в IT-области, но не очень хорошо понимает специфику этой работы, считает, что написать программу очень легко. И он концентрирует свое внимание на том, чтобы сделать маркетинг и выйти на рынок с этой программой. Однако он сталкивается с сильно конкурентным рынком, на который очень сложно пробиться. Программист же видит свою задачу в том, чтобы создать продукт, но он не понимает, в каком направлении дальше двигаться. Более того, его тянет к максимально легким и простым продуктам, и здесь, кстати, они сходятся с бизнесменом. Людям кажется, что чем раньше будет создан продукт, тем раньше наступит тот день, когда он окажется успешным. На самом деле рынок можно «пробить» исключительно тяжелым трудом, который приведет к созданию продукта, который другой легко повторить не сможет. Успеха можно добиться только уникальностью. Просто красивая идея - это очень опасная штука. Да, можно реализовать ее раньше других, но, условно говоря, только на 20 минут, или на 1 год. Через эти 20 минут, или 1 год кто-то сделает то же самое, и если у него есть большие деньги для продвижения, то ты проиграл.

Понимание того, что нужно найти свой путь, не приходит легко. И здесь должны сойтись бизнесмен, который будет обладать долгосрочным стратегическим мышлением, и программист, готовый поверить этому бизнесмену и потратить на воплощение идеи годы своей жизни – 5, 6, 7 лет. Зато через 7 лет он может выйти на рынок с чем-то, что спустя эти 7 лет будет для остальных новостью, чем-то нереальным.

- Естественно, в Армении есть люди, у которых есть хорошие идеи и готовность работать над их воплощением, даже если для этого понадобятся упомянутые вами годы. Однако каким должен быть механизм обнаружения этих людей и предоставления им возможности работать над практической реализацией своих идей и их последующей коммерциализацией?

- Невозможно создать подобную среду вне образовательного очага. Если мы хотим быть лидерами в области, связанной с высокими технологиями и знаниями, то вопрос упирается в проблему качественного образования. Если посмотреть на опыт многих стран, того же Израиля, то модель практически везде одна и та же – какой-то вуз, или группа вузов должны стать центрами кристаллизации и накопления креативной работы молодых людей. Речь идет о некой форме реального живого инкубатора, в котором будут рождаться безумные на первый взгляд идеи, которые могут заинтересовать и привлечь венчурных капиталистов. При этом государство должно инициировать создание венчурного фонда и принять в нем определенное финансовое участие.

Однако есть и другая принципиальная проблема, без решения которой нельзя рассчитывать на большие результаты. Эта проблема внутреннего спроса. Делать проекты, которые будут рассчитаны сугубо на международный рынок, очень трудно по многим объективным причинам. Поэтому государство должно думать о стимулировании внутреннего спроса и предпринимать шаги для сокращения того массового пиратства, которое существует сегодня в Армении. Трудно добиться чего-то без наличия внутреннего рынка программного обеспечения. Молодым IT-компаниям в самом начале своего пути необходимо ориентироваться на внутренний спрос, который сегодня в Армении практически отсутствует. Во всех странах, где есть IT-развитие, есть внутренний рынок.

- Предположим, удалось сгенерировать удачные идеи и привлечь внимание зарубежных фондов. Естественно, их будут интересовать условия осуществления инвестиций и ведения бизнеса в Армении. Давайте возьмем для примера вашу компанию – предположим, у вас есть намерение открыть зарубежный офис, и вы рассматриваете два варианта – Армению и какую-то другую страну. Каким будет выбор?

- Основное конкурентное преимущество, которое мы рассматриваем в первую очередь, это уровень технического образования. Речь идет о том, чтобы студенты выходили из вуза с натренированными мозгами, умели и хотели решать задачи. В некоторой степени в Армении это есть. Но, к сожалению, нельзя говорить о том, что сегодня Армения способна серьезно конкурировать в этой сфере. Уровень высшего образования в Армении практически нереально сравнивать с Москвой, или Санкт-Петербургом. Может быть, уровень технического образования в Армении лучше, чем в Красноярске, или Саратове, которые являются центрами аутсорсинга в России и где расположены офисы крупных международных IT-компаний.

Однако, вопрос не только в образовании. Речь идет о всем комплексе вопросов, связанных с ведением бизнеса. И в этом смысле в Армении существуют системные проблемы - практически на все переговоры люди будут опаздывать, в гостинице вы можете столкнуться с массой бытовых проблем и так далее. Такого рода проблемы сигнализируют инвестору об уровне управленческой культуры в стране, и что ему будет крайне трудно управлять своим армянским подразделением.

Когда мы в ABBYY оценивали перспективу создания аутсорсинговой площадки, то поняли, что Ереван уступает другим возможным регионам.

- Чего хочет добиться образовательный фонд «Айб», одним из инициаторов которого вы являеетесь?

- Наша цель - сдвинуть ситуацию с мертвой точки, привнести в Армению живое дыхание мирового образовательного опыта. Мы хотим, чтобы в конечном итоге вся образовательная система Армении достигла гораздо более высокого уровня.

Другая важная задача заключается в том, чтобы заразить нашими идеями как можно больше людей, поскольку нас одних крайне мало для решения тех масштабных задач, которые мы хотим реализовать. Уровень образования в стране можно поднять лишь в том случае, если это усилие станет массовым.

Мы считаем, что будущее Армении - это общество высокообразованных людей, которое должно стать примером духовного развития для всего мира, как это было в 301 году, когда Армения первая приняла христанство.